Звездные ночи. Часть 2

on

   Ближе к полуночи я заметил на востоке ярко-оранжевый свет, похожий на искусственный, прямо над линией горизонта! Он был настолько ярким и казался большим, что разум невольно искал опровержения тому факту, что в это время на том же месте должен появиться Марс!

   Мое внимание плавно переключилось на красную планету, и, несмотря на то, что вид в телескоп немного «мылило», я смог разглядеть что-то похожее на снежную шапку. Поразил цвет Марса: в некоторые телескопы, к сожалению уже не помню, какие именно, он был насыщенно коричневым вперемешку с пыльно-оранжевым. Удалось понаблюдать и Сатурн, впечатливший меня своими кольцами и бледно-серо-розовым цветом. Наряду с наблюдением планет началось наблюдение объектов глубокого космоса, и вокруг крупнейшей апертуры на Астрослёте, коим являлся собственноручно сделанный столичным астрономом Юрием 470 миллиметровый телескоп на монтировке Добсона, начала собираться очередь из желающих.

Юра и Антон, легко управлявшиеся с этим «мегадобом», творили чудеса, и не хуже Stellarium-а начали шерстить небо и удивлять всех нас поистине гигантскими объектами глубокого космоса – галактиками, туманностями и скоплениями звезд (прим. Stellarium – программа на телефон/компьютер с интерактивной картой неба, созвездиями, планетами и объектами глубокого космоса, работающая в реальном времени и на фактических географических координатах).

img_0980
Телескоп-рефлектор на монтировке Добсона с апертурой 470мм — ручная сборка столичных астрономов-любителей

   На часах было начало первого ночи. Спать абсолютно не хотелось, несмотря на долгую дорогу и подъем ранним утром. Начиналось самое интересное. Вкус ночного неба и астрономическая атмосфера достигали апогея. Горизонт был абсолютно темным, отчетливо стал виден рукав Млечного Пути…и все приступили к наблюдению объектов глубокого космоса. Я с нетерпением ждал этого момента. К слову, меня больше привлекают галактики, туманности и другие deepsky-объекты, и я знал об этом еще до того, как впервые посмотрел в телескоп. Некоторые астрономы-любители предостерегали меня, что deepsky не будет смотреться в окуляр телескопа так ярко и насыщенно, как я привык видеть его на картинках и фотографиях в интернете. Человеческий глаз не способен собирать столько света. Но это не отпугивало меня. И вот настал этот момент – первым увиденным мною объектом стала галактика М51 Водоворот. Я ахнул. Галактическое ядро в центре этой спиральной галактики светилось ярче, чем окружающие звезды. А вокруг него четкими спиралями отходили рукава, на одном из концов которого располагалась еще одна галактика! – компаньон основной, намного меньшая в размерах, но также имеющая свое галактическое ядро! Невероятно! Я не верил своим глазам! Наблюдать воочию таких размеров объект…находящийся неимоверно далеко от нашего дома… Меня захлестнуло море эмоций! Галактика Водоворот была такая четкая, огромная, далекая..и можно сказать прошлая, ведь мы видим далекие объекты такими, какими они были тысячи и миллионы световых лет назад… Ну разве можно передать словами чувства, которые в этот момент накрывают тебя?? Это можно, и НУЖНО, только прочувствовать самому!

m51-galaktika-vodovorot
Галактика М51 («Водоворот»). Конечно, в телескоп она видится не такой цветной, но дух все-таки захватывает

Миллионы, миллиарды звезд, которые находятся в этом звездном «Водовороте», а также во всех других наблюдаемых галактиках в ту ночь, представали в виде мелких песчинок, или лучше сказать, мелкодисперсной пыли – примерно так можно описать, как видятся такие объекты в окуляр любительского телескопа. Наблюдая галактику, ты смотришь на нечто объемное, и вроде бы оно кажется небольшим – помещается лишь на небольшой части поля зрения окуляра – но в тот же момент это – громадный объект, размером с наш родной Млечный Путь, а зачастую и намного больше! Миллиарды звезд, собранные в одну кучу, которая при этом имеет свою индивидуальную форму! Чувствуя это величие, эту невероятную глубину бытия и бесконечность Вселенной – осознаешь, чувствуешь, что ты — часть Вселенной, часть этого необъятного мира; все проблемы, задачи, кажутся такими мелкими и простыми одновременно, а мысли останавливают свой бег, позволяя окунуться в мир ощущений!

   В ту знаменательную ночь было столько впечатлений, эмоций и искренних удивлений, что я даже не могу вспомнить и перечислить все объекты, которые я видел! А были они самые разнообразные! Это и туманность Гантель, которая благодаря фильтру на окуляре показала свою едва заметную голубизну, или точнее сказать, лазурный цвет. И галактика Сомбреро, действительно похожая на испанскую шляпу благодаря углу зрения и темной полосе пыли вокруг галактики! А ядро у нее, по-моему, было самое яркое из всех в ту ночь! Наблюдая галактики М81 и М82, казалось, будто они расположены на близком друг к другу расстоянии, хотя на самом деле между ними аж 150 тысяч световых лет!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

   Что интересно, наблюдать такие объекты лучше слегка боковым зрением. Когда напрямую смотришь на них – ускользают детали. Но стоит отвести глаза – и ты видишь новые формы и объем!

   Планетарная туманность Кольцо предстала в виде объемного слоя пыли и газа, скрученного в колечко, и чуть-чуть походила на чей-то глаз. Наблюдая галактику Кит, можно было рассмотреть ее маленький спутник – галактику Малый Кит. В поле зрения окуляра они действительно отдаленно напоминали громадного, повидавшего виды кита со своим детенышем – китёнком.

gabanyngc4631withsatstream
Галактика «Кит» (найдите здесь детеныша ;))

   Поистине большим объектом в окуляре 470мм. «мегадоба» предстала туманность Вуаль, а также ее часть – Ведьмина Метла! Так как я еще не совсем приноровился грамотно вести объект в телескоп с монтировкой Добсона, я несколько раз отклонялся от этого огромного остатка сверхновой, но все-таки сумел рассмотреть ее большую часть. Кстати, точно не припомню, но именно в ней удалось благодаря фильтру различить цвет одного из ее участков – синий и слегка бирюзовый! От увиденного я потерял дар речи и чуть не грохнулся с табуретки, на которой стоял при наблюдении!

veilv10
Туманность Вуаль. Туманность Ведьмина Метла — справа с яркой звездой, которая благодаря фильтру светилась бирюзовым цветом

   В перерывах, когда другие астрономы-любители смотрели в телескоп, я брал бинокль и разглядывал наиболее «звездные» участки неба. Как я и говорил ранее, все мое внимание было устремлено в небо, и угол моего зрения редко опускался ниже линии горизонта.

   В телескоп-рефрактор мне посчастливилось рассмотреть шаровое скопление, название которого я, к сожалению, не помню. Но оно надолго останется у меня в памяти. Замечу, что при наблюдении галактик и туманностей они предстают в более темных и, зачастую, едва уловимых тонах, что настраивает человеческий глаз на тонкую работу. Наблюдение шаровых и рассеянных скоплений – наоборот – как будто погружает тебя в звездный океан : миллионы звезд на столь маленькой части неба светятся так ярко, что при долгом рассмотрении они начинают даже немного слепить глаза!

m13lrgbv1_pugh
Шаровое скопление звезд М13

   Невероятное зрелище! Такой контраст между галактиками и скоплениями звезд абсолютно выбил меня далеко от всех моих ожиданий и представлений, которые невольно появлялись у меня в голове этой ночью!

Продолжение в части 3

3 Comments Добавьте свой

  1. Сразу видно,что тебе очень нравится космос) Желаю своей любовью к космосу «заражать» весь мир=)

    Нравится

    1. Спасибо! И спасибо за помощь и поддержку в этом и многом другом!

      Нравится

Добавить комментарий

